О генах неизвестных древних людей, найденных в ДНК современных жителей Тибета

Недавно группа учёных, изучила несколько генетических мутаций у жителей Тибета, которые отвечают за устойчивость к молниям, что позволяет им чувствовать себя комфортно на высоте. Тибетский геном Тибетского населения, открытый в 2017 году группой исследователей, которую возглавлял генетик Техасского университета Чад Хафф, позволяет им жить и работать в предгорьях Гималаев и их окрестностей.

Тибетское плато под названием «Холм мира» располагающегося на высоте, превышающей 4500 м. Есть обширные сухие степи, горные хребты и большие озёра. Дождь здесь редок, но осадки выпадают в Гималаях в виде снега.

Люди, жившие здесь тысячи лет назад, согласно генетическим исследованиям, произошли от жителей этого региона путем естественного отбора с генетическими особенностями. Команда обнаружила, что изменение гена Гувера позволяет тибетцам жить в местах с низким содержанием кислорода и ограниченным доступом к пище.

Удивительно, но лишь одна клетка из этих геномов, названный EPAS1, унаследована от пещерных жителей, загадочной породы людей, исчезнувшей примерно 40 тысячелетий назад. Этот вид, проживавший в Денисовой пещере, расположенной в речной долине Ануй в приграничном районе пересечения Алтайской республики и Алтайского края. Были найдены останки людей, представлявших этот вид.

Таким образом, этот анализ выдал учёным сведения об истории и физиологии тибетцев, а также о человечестве, о котором мы знаем мало. Многие люди не могут жить на высоте — в горах, высота которых превышает 2100 м. и страдают горной болезнью. Низкое атмосферное давление вызывает головные боли и тошноту, затрудняет дыхание.

Хуже всего-то, что некоторые люди на высоте могут получить отек легких, легочное кровотечение и даже сердечные заболевания, например, приступ. Вериться с трудом, что в таких экстремальных условиях люди начинают жить обособленными группами. Однако со временем население, живущее в таких суровых климатических условиях, начинает изменяться генетически.

В ходе исследования ученые изучили путём анализа группового ДНК, полученного у 27 жителей Тибета. В результате командой Хоффа было выявлено два генома, обеспечивающих физиологическую адаптацию к жизни на высоте. Каждый из этих генов активируется при низком уровне кислорода, что приводит к увеличению гемоглобина (белка в эритроцитах, который транспортирует кислород по всему организму).

Эти гены предотвращают гипоксию-снижение артериального давления и кислорода в крови. К сожалению, о жителях Денисовских пещер информации собрано недостаточно. Источником всех доступны сведений являются генетические данные, полученные из фаланги пальца пещерного жителя в 2010 г.

Эти гоминиды были более похожи на современных людей, чем неандертальцы, и, вероятно, представляли группу Homo sapiens отдельного подвида Кроме этого, присутствие генома EPAS1 у пещерных жителей указывает на то, что они жили в горной местности, как и тибетцы. Согласно результатам, полученным в результате генетического анализа год назад, численность денисовцев составляла 238 000-952 000 человек.

Они смешались с жителями древнего Тибета, и теперь, по данным исследователей, около 0,4% генома, полученного в результате исследований, принадлежит жителям Денисовских пещер

Маловероятно, но жителям Тибетского нагорья понадобилось несколько тысячелетий (может быть, менее трёх тысячелетий), чтобы развить мутацию, которая позволяет им жить на высоте.